У детей иногда диагностируют особое изменение аутистического спектра. Оно характеризуется сложностью социального взаимодействия, определенными коммуникативными нарушениями, своеобразным кругом интересов. Эта патология получила название синдром Аспергера. Такой диагноз врачи ставят лишь после углубленной клинической, а затем неврологической и психиатрической экспертизы.
По классификации МКБ-10 патология имеет отдельную категорию. МКБ-11 выделяет ее, как сбой психического развития, аналогично аутизму. Некоторые американские специалисты предлагают вовсе запретить такой диагноз, видоизменив его на определение «расстройство детского аутистического спектра», добавляя к нему степени тяжести болезни.
История изучения
Расстройством впервые углубленно занимался австрийский психиатр Ганс Аспергер, поэтому оно и получило такое название по предложению Лорной Уинг из Англии в 1981 году. Еще в далеком 1944 году педиатр описал больных детей, у которых заметил отсутствие наклонностей к невербальному общению, весьма ограниченную эмоциональность при контактах с окружающими людьми, определенную неловкость в физических упражнениях.
В конце прошлого столетия были разработаны и внедрены в психологическую практику диагностические стандарты. Благодаря им, удалось идентифицировать детей, имеющих синдром Аспергера. Подобное расстройство стали считать нарушением психики, поскольку у заболевших детей отмечались сложности при социальном взаимодействии, у них обнаруживали стереотипный репертуар повседневных занятий и цикл повторяющихся интересов.
Официально диагноз удален с 2013 года из американского издания Диагностического руководства, касающегося психических расстройств. Однако на практике термин продолжают использовать, хотя у синдрома достаточно общих критериев с аутизмом, также перечисленным в группе аутистических расстройств.
ЗНАКОМСТВО С БОЛЕЗНЬЮ
Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.
Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.
Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.
Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.
В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.
В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».
Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.
Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.
Отличия синдрома Аспергера от аутизма
Психиатры сейчас не пришли к однозначному мнению: следует ли считать синдром Аспергера отдельной диагностической категорией, исключающей определение аутизма. Обе патологии являются аутистическим расстройством. При такой ситуации происходят некоторые изменения структуры мозга, хотя их развитие до сих пор не изучено полностью.
Общие симптомы — сложности социального взаимодействия, нежелание контактировать с окружающими, неадекватная реакция на общепринятые нормы, отсутствие эмпатии. Однако при синдроме такие проявления менее интенсивны, поэтому ребенок способен нормально жить, затем заводить семью, успешно работать.
Следующее отличие заключается в специфической речи у больных синдромом Аспергера. Это четко выделяет их среди детей, имеющих иные первазивные дефекты развития. Первооткрыватель заболевания красноречиво отметил необычные речевые способности больных. Они включают такие аспекты: сложность построить диалог, «мелодичность» потока речи, раннее ее развитие либо задержка. Одновременно педиатр описал, что существует определенная тенденция у некоторых малышей разговаривать «по-взрослому». У них значительный словарный запас, в беседе присутствуют достаточно сложные по конструкции предложения.
Аспергер о. Многие специалисты сейчас воспринимают подобное отклонение определенным подвидом аутизма. В целом мнение психиатров, утверждающих, что ребенок с выявленным синдромом Аспергера болен особым типом аутизма — достаточно реально. Подтверждается оно также схожестью проявлений патологий.
БАДы недорого
Синдром Аспергера можно отнести к одним из самых малоизученных состояний. Когда он был исследован впервые, его поместили в категорию психопатий, так как у лиц с этим расстройством наблюдались выраженные отклонения в способности сопереживать, выстраивать коммуникативные связи и другие признаки, свойственные психопатическим личностям. Но дальнейшее изучение этого состояния «реабилитировало» его, и теперь психологи предпочитают относить его к расстройствам аутического спектра.
Бесплатная консультация прямо сейчас!
Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!
Номер лицензии: ЛО-77-01-019036
Правда, для тех, кто вынужден контактировать с человеком, страдающим от этого расстройства, или для самих «обладателей» синдрома Аспергера название не значит ничего. Они хотят знать, как жить с этим состоянием и есть ли шансы стать полноценным членом общества.
Симптомы
Синдром Аспергера — скрытая дисфункция, поскольку по визуальным признакам ее практически невозможно определить. У детей с таким расстройством присутствуют сложности с коммуникацией, воображением, социальной адаптацией — это «триада нарушений», характерная для данной патологии.
Коммуникация
Дети, имеющие подобное расстройство, обнаруживают такие его проявления:
- плохое восприятие жестов, интонаций, выражения лица собеседника, тональность его речи;
- частое применение в разговоре либо письменном тексте сложных фраз, хотя, на самом деле, больной не полностью способен понимать их смысл;
- трудности с моментом начала либо завершения беседы, проблемы при выборе тематики общения;
- сложность в восприятии иронии, метафор, сарказма — такие дети все воспринимают слишком буквально и всерьез.
Воображение
Больным детям характерны следующие признаки:
- Неспособность подключать воображение при играх.
- Свойство выбирать только несущественные аспекты тех окружающих предметов, которые привлекли внимание. Невозможность целостного понимания всего происходящего (ребенка интересует сережка, при этом он совершенно не обращает внимания на человека, которому принадлежит этот аксессуар; в момент инъекции он видит только шприц, целиком игнорируя медицинскую сестру, выполняющую манипуляцию).
- У некоторых детей ограничен резерв действий для повторения, но они их производят постоянно, не пытаясь внести какие-то изменения. Их игра внешне выглядит достаточно сложно, однако, внимательно к ней присмотревшись, удается заметить, что она стереотипная.
- Больные любят смотреть мультфильмы либо читать книги конкретной тематики, но такой интерес постоянен и весьма ограничен.
- Наблюдается отсутствие понимания всех действия, требующих внедрения сложных ассоциаций. Возникают из-за этого проблемы при социальном контакте, чтении художественной литературы, восприятии тонкого юмора (понимать больные способны лишь простые шутки).
Из-за всего перечисленного у больных детей отсутствует даже минимальная мотивация участвовать в общих играх, хотя у них присутствуют необходимые навыки для такого занятия. Психиатры заметили, что у пациентов постоянно присутствуют повторяющиеся действия, хотя они способны принимать достаточно сложные формы.
Социальное взаимодействие
При выявленном синдроме Аспергера у детей сохраняются социальные контакты, однако нередко возникают значительные сложности при желании инициировать, а затем поддерживать новые взаимоотношения. Малыши с таким расстройством:
- сложно создают новые отношения;
- для них социальные контакты — это определенное явление, вызывающее тревогу, необъяснимое волнение;
- считают посторонних слишком непредсказуемыми, из-за чего стремятся минимизировать контакты с ними;
- не воспринимают в качестве догмы общепринятые нормы (разговаривают на неприемлемые в обществе темы, никогда не соблюдают социальную дистанцию, слишком приближаясь к постороннему человеку);
- чрезвычайно замкнуты, на посторонних производят такое впечатление, словно они безразличны им.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Причины появления синдрома Аспергера
Психиатрам до сих пор не удалось выявить факторы, провоцирующие возникновение проблемы. Чаще всего такое расстройство психики вызвано некоей комбинацией окружающих ребенка рисков в социальной среде и генетических предпосылок. Многие исследования подтвердили, что изменения мышления могут вызываться неким сочетанием эндогенных, а также экзогенных факторов.
Максимально достоверной рабочей гипотезой признана аутоиммунная реакция материнского организма, провоцирующая повреждение у плода его головного мозга. Только одно удалось установить достаточно точно — патология является только врожденным расстройством, ее невозможно приобрести при жизни. Если синдром Аспергера выявлен у взрослого — это только свидетельство того, что в раннем возрасте не была проведена правильная диагностика заболевания. Патология неспособна появиться из-за эмоциональной травмы либо недостатков воспитания.
Есть еще такая распространенная теория, что на появление болезни влияет процедура вакцинации. Однако современные исследования на это утверждение однозначно неспособны ответить. Хотя общая неясность, окружающая выявление точных причин появления у ребенка патологии оставляет ресурс для споров, из-за чего исследования по этому поводу не прекращаются.
Причины заболевания
Этиология на сегодняшний день остается не выясненной. Среди специалистов в области психиатрии придерживаются теории мультифакторного развития недуга.
Наиболее вероятными причинами патологии считают:
- Наследственную предрасположенность. Риск наследования аутистических заболеваний составляет порядка 25%. И речь идет не только о вероятности проявления симптомов недуга, но и особой уязвимости к действию внешних факторов, провоцирующих манифестацию признаков патологии.
- Органические поражения головного мозга во внутриутробном или перинатальном периоде. В ходе клинических исследований выявлены нарушения в созревании нейронов во фронтальной коре, увеличение размера боковых желудочков мозга. Подобные патологические изменения могут быть следствием перенесенной матерью при беременности инфекции, воздействия неблагоприятных экологических условий, промышленных токсинов, прием беременной некоторых нейротоксических лекарственных препаратов, родовые травмы.
- Нарушение выработки и обмена нейромедиаторов, в частности дофамина, дефицит глутаматов.
- Оксидативный стресс на фоне нарушений обменных процессов. Это приводит к дисфункции митохондрий и, соответственно, ухудшению энергетического потенциала нервных клеток. При исследовании нейронов головного мозга было обнаружено снижение клеточной энергетики, сокращение их жизненного цикла. Предполагают, что это может быть патогенетической причиной когнитивных нарушений, проблем с речью и других признаков заболевания.
- Аутоиммунный воспалительный процесс, однако он является лишь одним из звеньев патогенеза подобной формы аутизма.
- Изменение функциональной активности «зеркальных» нейронов. Сравнительно недавно в мозге ряда животных и человека были обнаружены специфические нервные клетки, которые назвали Mirror Neuron System или «Системой зеркальных нейронов». Установили, что часть получаемой извне информации анализируется именно этими структурами, а результат такой «обработки данных» и определяет реакцию человека на те или иные события. У женщин с синдромом Аспергера обнаружены разнообразные нарушения в работе этой системы, что сопровождается гипервозбудимостью, раздражительностью, повышением зрительной и слуховой чувствительности, беспокойством, отсутствием способности адекватно анализировать действия и поступки окружающих.
- Психосоциальные факторы. Они не являются прямыми причинами развития болезни, но нередко провоцируют ее манифестацию. Прежде всего, это эмоционально холодное, равнодушное отношение к ребенку со стороны родителей (опекунов), отсутствие реакции на его успехи, проблемы и т.д.
Диагностика
У наших психиатров присутствуют определенные проблемы при выявлении аутистических расстройств. Некоторые проявления патологии удается обнаружить до достижения малышом двухлетнего возраста, но чаще проблему диагностируют только в 4–5 лет.
Для больных детей характерен повышенный словарный запас, хотя их речевое развитие весьма специфично. Из-за своевременного начала разговорных навыков такая симптоматика нередко воспринимается в виде проявления иных сбоев поведения. Обычно присутствие этого синдрома определяют только по социальной адаптации ребенка.
Выявлено ряд признаков, которые способны указывать на присутствие у малыша подобного расстройства:
- Повышенная чувствительность органов чувств (обостренное обоняние, изысканный вкус, неестественное тактильное осязание, непривычная реакция на громкие звуки).
- Недостаточное зрительное взаимодействие.
- Ослабленные навыки вербальной либо невербальной коммуникации.
- Определенная неловкость в движениях, некоторая неуклюжесть при ходьбе, выполнении каких-то действий.
- Хотя речь правильная, с точки зрения грамматики, она имеет замедленный либо ускоренный темп, произносится неестественным тембром.
- Стереотипность поведения. Характерны частые повторения определенных занятий. Ребенок регулярно играет одним предметом, смотрит постоянно одну телепередачу.
- Заметны трудности в тех играх, где требуется кого-то изображать, как-то притворяться.
- Полное отсутствие социальной адаптации, поэтому друзей практически не наблюдается.
- Особая увлеченность определенным занятием. Нередко детское хобби сохраняется на всю оставшуюся жизнь.
- Стремление к определенному порядку. Ребенок часто настаивает, чтобы путь движения к детскому саду либо школе проходил по одному маршруту. Сильное расстройство вызывают даже незначительные изменения в расписании уроков.
Все подобные проявления вполне способны заметить как учителя, так и родители, однако окончательный диагноз обязан ставить психиатр, специализирующийся на работе с детьми либо подростками. В диагностических мероприятиях активно используют наблюдения за малышами, анкетирование, проведение нейропсихологического тестирования.
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
Лечение синдрома Аспергера
Аналогично терапии аутизма, при этой патологии коррекционные мероприятия также стремятся смягчить характерную симптоматику, ухудшающую качество жизни. Задача — улучшить социальное функционирование. Здесь важно то, что от патологии нет никакого конкретного лекарства, не придумано специфическое лечение. Медикаментозная терапия допустима, но только для избавления от некоторых симптомов.
Помимо назначения медикаментозных препаратов, терапия состоит в таких действиях:
- выработка социальных навыков, помогающих улучшить взаимодействие с окружающими людьми;
- ЛФК помогает улучшить двигательную координацию, сенсорную интеграцию;
- логопед помогает повысить коммуникационные способности;
- когнитивно-поведенческое лечение улучшает способность противостоять стрессовым ситуациям, помогает побеждать страх и взрывные эмоции.
Полностью устранить подобное расстройство никак не получится, поэтому каждый ребенок, которому установили такой диагноз, станет взрослым, имея синдром Аспергера. Коммуникативные, а также социальные проблемы сохранятся, хотя и не будут сильно выраженными. Большинство людей с синдромом добивается определенных успехов в трудовой деятельности, без особых проблем создают семьи, вливаясь полноценно в социум.
Клиническая картина синдрома
Первые психические отклонения начинают проявляться у ребенка ещё в раннем возрасте, так как детская психика отличается незрелостью и лабильностью. Не существует единой симптоматики, по которой можно точно подтвердить синдром. Каждый ребёнок или взрослый может обладать разной клиникой, которая должна оцениваться исключительно профессионалами. Психиатр нашей клиники Респект правильно оценивает психическое здоровье и с максимальной точностью устанавливает диагноз и относит его к определенному виду, прогнозируя резкий или поэтапный синдром Аспергера, предупреждая пациента о последствиях заболевания.
Однако несмотря на отсутствие единых симптомов, для их группировки используют три главных направления, подвергающиеся нарушениям. Одним пациентам свойственно преобладание одного из них, другим — одновременно нескольких.
Проблемы с социальной коммуникацией при синдроме
Таким больным тяжело самовыражаться социально и эмоционально. Им сложно общаться, налаживать дружеские отношения с другими людьми. Им не нужна поддержка, они готовы полностью отказаться от внешних контактов. В случае прогрессирование болезни Аспергера, это может привести к значительным ограничениям повседневной жизни.
- Проблематичное понимание жестов, мимики, выражения лица или интонации собеседника.
- Им сложно понять, когда лучше начать или завершить разговор, а также подобрать обычную тематику диалога.
- Они легко апеллируют сложными фразами, словами и терминами, но бедны в понимании их смысла (осведомлены не полностью или не понимают вовсе).
- Практически не понимают юмора, шуток, анекдотов и саркастических высказываний. Воспринимают все буквально и, нередко, на свой счёт.
Для того, чтобы найти общие точки соприкосновения с пациентом, человек должен быть лаконичен и чёток. Только при таких условиях больной не испытывает трудности, а общение может завершиться на позитивной ноте.
Воображение
У многих людей с синдромом Аспергера наблюдается творческое мышление. Они нередко выбирают профессии и род занятия, который даёт возможность реализовать это на практике (например, музыкант, писатель, художник и т.д.). При этом, они имеют множество проблем с социальным воображением. Это проявляется в следующих ситуациях:
- Представление альтернативных событий и предсказывание (предположение) дальнейших исходов.
- Осознание и представление посторонней точки зрения.
- Интерпретация мыслей, чувств (не относится к эмоциональному безразличию или холоду). Они не понимают намёков и не замечают посланий, которые могут передраться посредством движений тела.
- Творчество имеет ограниченный и часто повторявшийся характер, поскольку им важна стабильность и чёткость.
Подобная поведенческая модель синдрома Аспергера отчётливо проявляется в отношении таких детей к играм, характеризующихся пародиями, несколькими личностями и необходимостью кем-то притворяться. Малыш отдаст предпочтение развлечениям, к которым готов. Их предметом является логика и системность, характерная для математических вычислений.
Ограниченность социального воздействия
Большая часть больных пытаются поддерживать контакт с остальными людьми. Но они испытывают сложности с инициированием и поддерживанием взаимоотношений, которые могут спровоцировать появление сильной тревожности и волнения. Они:
- С большим трудом находят друзей и дружат на протяжении долгих лет.
- Не воспринимают некоторые мелкие непрописанные нормы общества, которые, в основном, выполняются социумом без раздумий. К примеру, они могут необычно нарушить личное пространство и стать близко к незнакомцу или, по ошибке, начать неуместный диалог.
- Считают окружающих непредсказуемыми, часто синдром приводит их в замешательство.
- Замыкаются в себе и производят впечатление безразличия и равнодушия. Кажутся социофобами и теми, кто предпочитает вести затворнический образ жизни. Повышение внимания их угнетает.
- Совершают поступки или говорят вещи, которые могут быть некорректными.
Другие характерные симптомы
Синдрома Аспергера является разносторонней патологией, для диагностирования который необходима отличная профессиональная подготовка врачей. Именно этим отличается наша клиника, которая не только наблюдает за пациентами, но и помогает им получить определенные знания и адаптироваться в обществе. Проблематика изучается и анализируется использование разных действенных методик, которыми лечат.
Помимо вышеперечисленных отличительных особенностей клинической картины, возможно следующее изменение поведения (одно или более):
- Любовь к определённому порядку. Больные пытаются бороться с беспорядочностью и запутанностью мира, поэтому устанавливают собственные порядки, соответствующие им требованиям. К примеру, ребёнок может настаивать на том, чтобы дорога в школу была по единственному маршруту, без каких-либо изменений. Внезапная отмена урока или корректировки в расписании их расстраивают. Практические любое его действие выполняется согласно определённому графику или шаблоны. Это отчётливо видно в работе: если человек работает в конкретные часы, то опоздание или задержка на рабочем месте вызывает тревожностью и волнение.
- Высокий уровень увлеченности. Для реализации какого-либо дела или хобби они прикладывают максимум усилий. Иногда это перерастает в сильную одержимость, которая особенно заметна при коллекционировании чего-то. У некоторых это увлечение остаётся на протяжении всей жизни, а кто-то периодически интересуется новым занятием. К примеру, если человек испытывает интерес к поездам, то он сосредотачивается на изучении информации, которая посвящена исключительно этой теме. Он может использовать различные источники: книги, фильмы, интернет и многое другое. Имея хороший стимул, степень развития его навыков может достичь того, что он будет работать или учиться в окружении своих любимых интересов.
- Сенсорные расстройства. Они проявляются как в едином, так и в нескольких типах ощущений. Степень их выраженности зависит от индивидуальных особенностей и, соответственно, может проявляться по-разному. В большинстве случаев, наблюдается расстройство чувствительности (усиление чувств или, напротив, их снижение). К примеру, даже не сильно навязчивый свет, запах или звук может стать некоторой проблемой, из-за которой возникает тревога. Помимо этого, им становится сложно передвигаться между помещениями, избегать препятствия на пути, держаться на определённом расстоянии от другого человека и выполнять задачи, требующие привлечения мелкой моторики. Это возникает вследствие нарушения восприятия собственного тела.