Пантокальцин® (Pantocalcin)


Нозологическая классификация (МКБ-10)

  • E63 Физические и умственные перегрузки
  • F03 Деменция неуточненная
  • F06.7 Легкое когнитивное расстройство
  • F20 Шизофрения
  • F79 Умственная отсталость неуточненная
  • F80 Специфические расстройства развития речи и языка
  • F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
  • F82 Специфические расстройства развития моторной функции
  • F84 Общие расстройства психологического развития
  • F90 Гиперкинетические расстройства
  • F95 Тики
  • F98.5 Заикание [запинание]
  • G09 Последствия воспалительных болезней центральной нервной системы
  • G10 Болезнь Гентингтона
  • G20 Болезнь Паркинсона
  • G40 Эпилепсия
  • G46 Сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях
  • G80 Детский церебральный паралич
  • G93.9 Поражение головного мозга неуточненное
  • R25.8.0* Гиперкинез
  • R32 Недержание мочи неуточненное
  • R39.1 Другие трудности, связанные с мочеиспусканием
  • R41.8.0* Расстройства интеллектуально-мнестические
  • T43.3 Отравление антипсихотическими и нейролептическими препаратами
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы

Фармакодинамика

Спектр действия связан с наличием в структуре ГАМК. Механизм действия обусловлен прямым влиянием препарата Пантокальцин® на ГАМКБ-рецептор-канальный комплекс. Обладает нейрометаболическими, нейропротективными и нейротрофическими свойствами. Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах. Обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность. Способствует нормализации содержания ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и последующей отмене этанола. Проявляет анальгезирующее действие. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации новокаина и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних. Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.

Удельный вес психоорганической патологии растет как среди детей, так и среди взрослых. Комплексная реабилитация обычно дополняется медикаментозной терапией, создающей благоприятный фон для немедикаментозных методов лечения и усиливающей их эффект за счет активации метаболических процессов в нервной системе. К сожалению, нейрометаболиты имеют ряд ограничений – для многих медикаментов стимулирующего типа характерны побочные эффекты в виде раздражительности, возбужденности, агрессивности, а иногда угрозы возникновения судорожных приступов. Применение их также ограничено временными интервалами и постепенным привыканием организма с уменьшением ожидаемой эффективности лечения [1].

Актуальность включения в схему лечения различной психоневрологической патологии детства лекарств, обладающих ноотропным и нейротрофическим эффектами, связана с высокой пластичностью мозга ребенка, возможностью возрастзависимой компенсации и, следовательно, уменьшения степени выраженности неврологического дефицита [2]. Однако существует ряд особенностей терапии и реабилитации детей, связанных как с объективными, так и с субъективными причинами. К первым относятся возрастные, идиопатические и дозозависимые ограничения. Ко вторым – особенности психологии родителей: нежелание «кормить ребенка таблетками вообще», «пугающие» побочные эффекты и обсуждение возможных «ужасов» от лечения на интернет-форумах с далекими от медицины персонами. В таких условиях минимизация медикаментозной терапии с максимально широкими положительными эффектами и относительной безвредностью применяемого препарата гарантирует приверженность пациента к лечению и, соответственно, качество реабилитации.

Выбор и применение тех или иных препаратов определяются характером имеющихся нарушений, степенью их выраженности, возрастом и индивидуальной реакцией ребенка. Поскольку при заболеваниях нервной системы у детей первых лет жизни ведущим является нарушение созревания отдельных функциональных систем, медикаментозная терапия должна быть направлена прежде всего на стимуляцию нормального развития мозга. С этой целью применяют медикаментозные средства, улучшающие обмен веществ в нервной системе. Изучению эффективности применения различных ноотропных препаратов за последние десятилетия посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

В частности, исследованию механизмов действия гопантеновой кислоты как производного одного из главных медиаторов мозга человека посвящены разнообразные работы. Л.С. Чутко [3] (2012) описаны проблема школьной дезадаптации и возможности нейротрофической коррекции этого состояния с помощью Пантокальцина (гопатеновая кислота). Обзор К.В. Воронковой (2011) [4] современной литературы по когнитивным нарушениям различного генеза подтверждает эффективность и безопасность применения Пантокальцина в решении этой проблемы. Статьи Н.Н. Заваденко (2006) [5], В.Б. Сосиной (2006) [6], Н.А. Коровиной (2006) [7], А.Ф. Тумашенко (2006) [8], Н.М. Мусатовой (2006) [9], Н.В. Муратовой (2007) [10], Т.А. Лазебник (2010) [11], Е.А. Морозовой (2011) [12] посвящены применению Пантокальцина при психоневрологической патологии у детей и взрослых, в частности при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, вегето-сосудистой дистонии, экстрапирамидных расстройствах, нарушениях речи и старческой деменции. Проблема энуреза и возможности применения Пантокальцина при этом расстройстве освещена в работах В.И. Бородина (2006) [13] и Т.В. Отпущенковой (2009) [14].

Механизм действия препарата основан на сходстве химической формулы с гамма-аминомасляной кислотой (ГАМК), являющейся одним из естественных медиаторов центральной нервной системы (ЦНС). Фармакологическая эффективность связана с прямым влиянием на ГАМКb – рецепторно-канальный комплекс и активирующим влиянием на образование ацетилхолина. Гопантеновая кислота в отличие от ГАМК (благодаря присутствию в ее молекуле пантоильного радикала) проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. Поступление препарата в мозг достигает максимума через 60 минут, после чего он кумулируется преимущественно в клетках коры головного мозга, подкорковых структурах, мозжечке. Пантокальцин выводится из организма в неизменном виде, что также снижает риск развития дозозависимых и накопительных осложнений терапии.

Гопантеновая кислота имеет много точек приложения в клеточном метаболизме, что обусловливает широкий спектр фармакологического действия. Так, препарат улучшает утилизацию глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, активирует синтез АТФ, белка и РНК, т.е. стимулирует анаболические процессы в нейронах головного мозга. Косвенное нейрометаболическое действие препарата связано с улучшением микроциркуляции в головном мозге за счет оптимизации пассажа эритроцитов через сосуды микроциркуляторного русла и ингибирования агрегации тромбоцитов. Наряду с нейрометаболическим действием препарат оказывает антигипоксическое и антиоксидантое воздействия. Восстанавливая ГАМК-зависимую нейротрансмиссию, гопантеновая кислота приводит к улучшению биоэлектрической активности и интегративной деятельности мозга, улучшению памяти, восприятия, внимания, мышления, повышению способности к обучению, активации интеллектуальных функций и по той же причине не противопоказана при эпилепсии, что служит ее большим преимуществом по сравнению с другими препаратами нейротрофического ряда. Побочные эффекты препарата встречаются крайне редко и выражаются в виде аллергических реакций (кожного зуда, крапивницы и аллергического ринита).

Пантокальцин не имеет возрастных противопоказаний, что делает его востребованным в педиатрической практике. С учетом всех положительных свойств препарата его применение возможно практически при любой психоневрологической патологии детского возраста.

Собственный опыт применения Пантокальцина при различной психоневрологической патологии детского возраста

Число детей диспансерной группы с патологией нервной системы (Воронеж) в динамике за последние 6 лет представлено на рисунке.

Как видно из приведенной диаграммы, за последние несколько лет наметилась положительная динамика в числе пациентов, наблюдающихся по поводу неврологической патологии, однако число пациентов остается достаточно большим.

Задержка речевого развития

Одной из массовых причин обращения к неврологу остается задержка речи у детей в возрасте от года до 5 лет. Пик этого заболевания приходится на возраст 2,5–3,5 года. Нередко задержка речевого развития является составной частью общего психоневрологического дефицита, но в большинстве случаев носит характер парциального отклонения в развитии. Нейропротекторная терапия актуальна в большинстве случаев, исключая такие редкие состояния, как эпилептическая энцефалопатия (в частности, синдром Ландау–Клеффнера), истинный аутизм и орфанные заболевания, сопряженные с регрессом психического развития (например, болезнь Ретта). По нашим данным, доля таких заболеваний в структуре задержек речевого развития не превышает 3 %. В остальных случаях необходима ноотропная терапия, стимулирующая и поддерживающая нервную систему ребенка в критические периоды развития.

Мы проанализировали 120 случаев задержки речевого развития у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Соотношение парциальной задержки речи (92) и задержки речи в структуре общего психоневрологического дефицита (28) в исследуемой группе составило 3,2 : 1,0. В 98 % (118) случаев применялась нейропротекторная терапия Пантокальцином в дозе 30–40 мг/кг массы тела в сутки. В двух случаях при обследовании были выявлены нарушения, повлекшие исключение пациентов из исследуемой группы (1 – высокий индекс эпилептической активности на электроэнцефалограмме, 1 – аутистический характер поведения). Кроме того, у трети (39; 33,1 %) детей задержка речи сочеталась с гиперактивным поведением, поэтому требовалась добавочная легкая седативная терапия (Тенотен детский, персен, Магне В6).

В связи с тем что данный вид расстройства невозможен без развивающих упражнений, занятий мелкой моторикой, психологических вариаций и социально-психологических условий для развития речи, применение ноотропов носит характер «стимулирующей подушки», на базе которой необходимо выстроить доминанту развития речи. Этот процесс носит достаточно длительный характер и требует в идеале планомерной ежедневной совокупной работы ребенка, родителей, психолога, невролога и логопеда. Поэтому курс Пантокальцина составил в среднем 2,5 месяца (от 2 до 3 месяцев).

В 83,1 % (98 из 118) случаев родители полностью соблюдали рекомендации врача и в 74,5 % (73 из 98) отметили выраженные сдвиги в развитии речи у детей на фоне улучшения поведения и сна. Остальные 25 пациентов показали менее выраженные результаты по истечении 3 месяцев, однако положительная динамика наблюдалась во всех случаях. Отсутствие приверженности терапии со стороны родителей 20 (из118) пациентов не позволили нам с достоверностью оценить результаты лечения.

Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния

Неспровоцированные пароксизмы ежегодно отмечаются у 56,8 человека на 100 тыс. в год, у 23,5 на 100 тыс. в год – это единственный неспровоцированный приступ. В течение жизни хотя бы один пароксизм переносят 5 % населения жизни [15]. Пароксизмы, разворачивающиеся в детском возрасте, клинически более разнообразны, значительная их часть является эпилептическими приступами. К другим, неэпилептическим, относятся обмороки, аффективно-респираторные припадки, синкопы, метаболические судороги, парасомнии и др. В зависимости от этиологии этих состояний для лечения детей применяются различные группы препаратов – психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, нейролептики, комбинированные препараты, антиэпилептические средства и т.д. В большинство схем лечения включены нейропротективные лекарства, что непосредственно связано с возрастными особенностями нервной системы детей [16–19].

Как было показано в нашем исследовании [20] (Е.А. Балакирева, 2010), включившем 363 пациента с пароксизмальными состояниями различного генеза, 76 % (276) после трех дней, отведенных на установление клинического диагноза в соответствии со стандартами, необходимо было начать терапию с применением инъекционных лекарственных средств, не установив окончательно этиологию приступов. Кроме того, 47 % (171) лечение должно было проводиться в течение первичного стационарного пребывания без окончательной верификации диагноза. Таким образом, в течение первого стационарного курса возникает необходимость назначения препаратов, не противопоказанных ни при одном из видов пароксизмальных состояний, соответственно, они могут применяться независимо от этиологии и клиники пароксизмов. Разработанный нами алгоритм (Е.А. Балакирева, 2012) [21] включал курс инъекций Кортексина с последующей поддерживающей терапией Пантокальцином в дозе 30–40мг/кг массы/сут на месяц. Выраженное уменьшение частоты пароксизмальных состояний неэпилептического генеза, улучшение поведенческих и диссомнических расстройств отмечено среди 76 % (189 из 248) пациентов. Положительную динамику в поведении и нарушениях сна у детей с эпилептическими приступами констатировали 48 % (28 из 59) родителей.

В 42 % (152) случаев курс Пантокальцина был повторен через 3 месяца для детей как с эпилептическими, так и с неэпилептическими пароксизмальными состояниями. Положительный эффект от применяемой схемы отмечен в 100 % случаев.

Тики

Распространенность тикозного гиперкинеза, по разным литературным данным, варьируется в достаточно большом референтном интервале – от 5 до 25 % [22–24].

Суммируя литературные данные, можно сказать, что этиопатогенетические факторы тиков обязательно включают генетический (тикозное расстройство наследуется по аутосомнодоминантному типу с низкой пенетрантностью), социально-психологический (средовой) и нейрохимический.

Соблюдая принцип подбора наименьшей эффективной и безопасной дозы лекарственной терапии, нами поэтапно были опробованы различные легкие и средние седативные препараты в группе из 138 пациентов в возрасте от 3 до 12 лет (М : Ж – 1,3 : 1,0), страдавших острым и хроническим тикозным расстройством в виде локального тика (мимическая мускулатура, изолированное поперхивание, мигательный тик). Начальная монотерапия Пантокальцином курсом 1–3 месяца стала эффективной в группе детей с острыми тикозными расстройствами – 21 % (29).

Улучшение наступало с первых дней применения, что можно объяснить умеренным седативным эффектом препарата. Полное купирование гиперкинезов происходило у всех детей к концу второй недели применения, когда, очевидно, в действие вступал накопительный ноотропный эффект лекарственного средства. В 27 % (37) случаев полного эффекта добиться не удалось, но положительную динамику отметили большинство (27) пациентов. В остальных случаях избежать политерапии не удалось. Таким образом, почти в половине (48 %) случаев у детей с тикозным расстройством преимущественно легкой степени тяжести Пантокальцин оказался эффективным в монотерапии.

Заключение

Наш опыт применения Панто-кальцина детьми с различными отклонениями в нервной системе показал, что препарат хорошо переносится пациентами и эффективен для коррекции психоневрологических симптомов даже в монотерапии.

Показания препарата Пантокальцин®

когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга и невротических расстройствах;

в составе комплексной терапии цереброваскулярной недостаточности, вызванной атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга; сенильной деменции (начальной формы), резидуальных органических поражений мозга у лиц зрелого возраста и пожилых;

церебральная органическая недостаточность у больных шизофренией (в комбинации с нейролептиками, антидепрессантами);

экстрапирамидные гиперкинезы у больных с наследственными заболеваниями нервной системы (в т.ч. хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дистрофия, болезнь Паркинсона);

последствия перенесенных нейроинфекций и черепно-мозговых травм (в составе комплексной терапии);

коррекция и профилактика (терапия прикрытия при одновременном назначении) побочного действия нейролептиков; экстрапирамидный нейролептический синдром (гиперкинетический и акинетический);

эпилепсия с замедлением психических процессов (в комбинации с противосудорожными препаратами);

психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности; для улучшения концентрации внимания и запоминания;

расстройства мочеиспускания: энурез, дневное недержание мочи, поллакиурия, императивные позывы;

Дети:

умственная отсталость (задержка психического, речевого, моторного развития или их сочетания);

детский церебральный паралич;

заикание (преимущественно клоническая форма);

эпилепсия (в составе комбинированной терапии с противосудорожными препаратами, особенно при полиморфных приступах и малых эпилептических припадках).

Способ применения и дозы

Внутрь.

Принимать через 15–30 мин после еды.

Разовая доза для взрослых составляет 0,5–1 г, для детей — 0,25–0,5 г, суточная — 1,5–3 г (для взрослых), 0,75–3 г (для детей). Длительность курса лечения — от 1 до 4 мес, в отдельных случаях — до 6 мес. Через 3–6 мес возможно проведение повторного курса лечения.

Дети. Умственная недостаточность — по 0,5 г 4–6 раз в день, ежедневно в течение 3 мес. Задержка речевого развития — по 0,5 г 3–4 раза в день в течение 2–3 мес.

Нейролептический синдром (в качестве корректора побочного действия нейролептических средств). Взрослые — по 0,5–1 г 3 раза в день; дети — 0,25–0,5 г 3–4 раза в день. Длительность курса лечения — 1–3 мес.

Эпилепсия. Дети — по 0,25–0,5 г 3–4 раза в день; взрослые — по 0,5–1 г 3–4 раза в день ежедневно в течение длительного времени (до 6 мес).

Гиперкинезы (тики). Дети — по 0,25–0,5 г 3–6 раз в день ежедневно в течение 1–4 мес; взрослые — по 1,5–3 г в день ежедневно в течение 1–5 мес.

Расстройства мочеиспускания. Взрослые — по 0,5–1 г 2–3 раза в день (суточная доза — 2–3 г); дети — по 0,25–0,5 г (суточная доза — 25–50 мг/кг). Длительность курса лечения — от 2 нед до 3 мес (зависит от выраженности расстройств и терапевтического эффекта).

Последствия нейроинфекций и черепно-мозговых травм. 0,25 г 3–4 раза в день.

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях. 0,25 г 3 раза в день.

Данная лекарственная форма не рекомендована детям до 3 лет.

Пантокальцин® (Pantocalcin)

Внутрь через 15-30 мин после еды. С учетом ноотропного действия препарата его прием проводится предпочтительно в утренние и дневные часы.

Разовая доза для детей

— 250,0-500,0 мг; суточная доза для детей — 750,0-3000,0 мг.

Разовая доза для взрослых

— 250,0-1000,0 мг; суточная доза для взрослых — 1500,0-3000,0 мг.

Курс лечения — 1-4 месяца, иногда до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения.

Детям в зависимости от возраста и патологии нервной системы рекомендуется следующий диапазон доз: детям первого года — 500,0-1000,0 мг в сутки, до 3 лет — 500,0-1250,0 мг в сутки, детям от 3 до 7 лет — 750,0-1500,0 мг, старше 7 лет — 1000,0-2000,0 мг. Тактика лечения предусматривает наращивание дозы в течение 7-12 дней, прием в максимальной дозе на протяжении 15-40 и более дней с постепенным снижением дозы до отмены в течение 7-8 дней. Курс лечения — 30-90 дней (при отдельных заболеваниях — до 6 месяцев и более).

При эпилепсии в комбинации с антиконвульсантами — в дозе 750,0-1000,0 мг в сутки. Курс терапии — до 1 года и более.

При нейролептическом синдроме, сопровождающемся экстрапирамидными нарушениями, суточная доза — до 3000,0 мг, лечение в течение нескольких месяцев.

При экстрапирамидных гиперкинезах у пациентов с органическими заболеваниями нервной системы — 500,0- 3000,0 мг в сутки. Курс лечения — до 4-х и более месяцев.

При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм — 500,0-3000,0 мг в сутки.

При расстройствах мочеиспускания: детям — по 250,0-500,0 мг, суточная доза составляет 25-50 мг/кг, курс лечения 1-3 месяца; взрослым — по 500,0-1000,0 мг 2-3 раза в сутки.

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях назначают по 250,0-500,0 мг 3 раза в сутки.

Для точного дозирования препарата используют мерный шприц, вложенный в упаковку, на котором имеются специальные деления, цена которых соответствует количеству препарата в миллиграммах (от 0 до 500,0 мг).

Использование мерного шприца:

Плотно вставьте мерный шприц в отверстие адаптера, установленного в горлышко флакона.

Переверните флакон вверх дном и плавно потяните поршень вниз, набирая раствор в шприц до нужной отметки (рисунок 1).

Если в растворе видны пузырьки воздуха, нажмите на поршень до упора, после чего наполните шприц заново.

Верните флакон в исходное положение и выньте шприц, аккуратно поворачивая его (рисунок 2).

В случае приема препарата ребенком младше 3 лет, поместите шприц в ротовую полость ребенка (в защечную область) и медленно нажимайте на поршень, плавно выпуская раствор так, чтобы ребенок смог проглотить раствор надлежащим образом. Во время приема раствора ребенок должен находиться в вертикальном положении.

При приеме препарата детьми старше 3 лет и взрослыми раствор из шприца можно предварительно вылить в ложку.

После употребления промойте шприц в теплой чистой воде и высушите его. Хранить мерный шприц следует в упаковке вместе с препаратом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]