Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных звуков. Как правило, развитие данной речевой патологии вызвано неправильным строением речевого аппарата. Речь ребенка при ринолалии имеет специфическое звучание: так как данная патология предполагает нарушение резонаторной функции носа, воздух поступает неправильно, что и провоцирует деформацию звуков.

Помимо звуковых искажений, ринолалия может стать причиной трудностей лексического и грамматического развития речи ребенка. Для исключения развития проблем психологического характера необходима специализированная работа с ребенком с ринолалией.

Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными узкими специалистами:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и др.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

  1. Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
  2. Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.

Причина возникновения ринолалии

Обычно ринолалия встречается в открытой форме. Она возникает при расщеплении твердого и мягкого неба, альвеоле губы или верхней части всего речевого аппарата. Причины возникновения патологии вызваны различным высокопатогенным воздействием на эмбрион в период между 5-ой по 8-ую неделю развития.

Обычно причины подобного воздействия связаны с такими проблемами материнского организма во время беременности как:

  • Грипп;
  • Паротит;
  • Токсоплазмоз;
  • Краснуха;
  • Всяческие эндокринные сбои;
  • Злоупотребление вредными привычками (алкоголь курение и пр.);
  • ЛОР-нарушения у плода.
  • Причинами появления закрытой формы ринолалии обычно являются:
  • Искривление носовой перегородки;
  • Фибромы;
  • Полипы;
  • Опухоли;
  • Критичное разрастание аденоидов.

Где лечить ринолалию, чтобы быть уверенным в результате

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — современный медицинский центр, в котором занимаются пациентами с нарушениями или отсутствием речи, с нарушениями психического развития, с задержками в развитии и так далее. Пациенты с диагнозом Ринолалия

здесь тоже не редкость, и в центре точно знают, как правильно поставить диагноз и какое лечение будет наиболее эффективным.

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с пациентами с ринолалией, в их распоряжении современное диагностическое и медицинское оборудование, так что мы готовы решить проблемы любого уровня сложности. Однако необходимо помнить, что на более раннем этапе ринолалии лечение будет менее затратным и более эффективным, поэтому не стоит тянуть с обращением к специалистам.

Виды расщелин нёба


Ринолалия – часто следствие расщелин в ротовой полости, которые могут быть врожденными и приобретенными. Среди врожденных расщелин встречаются расщелины лица, губы, носа, твердого и мягкого неба. Степень парезов различна от асимметрии лица до сложных комбинированных искажений частей лица и полной асимметрии в глазу. Расщелины бывают односторонними и двусторонними. Односторонние чаще наблюдаются слева (70 %), у мужчин чаще, чем у женщин. У 69 % мужчин встречаются расщелины губы в комбинации с расщелиной неба, но из оставшихся 31 % у женщин в два раза чаще встречаются изолированные расщелины неба.

В медицине зафиксированы следующие виды расщелин:

изолированная расщелина губы («заячья губа»);

  • сочетание расщелин губы и альвеолярного отростка;
  • губы, альвеолярного отростка и твердого неба;
  • губы, альвеолярного отростка твердого и мягкого неба («волчья пасть»);
  • повреждение альвеолярного отростка и твердого неба;
  • парез твердого и мягкого неба;
  • дефект мягкого неба;
  • расщелина маленького язычка.

Расщелины неба часто сочетаются с расщелинами носовой перегородки, в результате деформации у больного – двойной нос, хоботок вместо носа. Может даже произойти заращение носовых отверстий.

Приобретенные расщелины возникают вследствие опухолей, травм, ранений, частых операций. Чаще возникают у людей, работающих в шахтах, на лесоповалах, участвующих в военных операциях с применением взрывов.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук [а], продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение «зиг-заг».
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное — заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете.

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: [а], [у], [о], [э], [и], [ы].

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.

Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:

Вьюга.

К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;

Игра в мячик.

Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).

После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком «с-с-с», ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);

Свирель.

Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).

Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.

Один из вариантов — устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат.

Несколько простых упражнений для ребенка:

Удав.

Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.

А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.

Кукушка.

Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.

Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх — к носу, вниз — к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Похожие записи:

  1. Что мы знаем о ринолалии? Ринолалия у детей диагностируется довольно просто. Также и методы ее…
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…

Лечение и диагностика

В обследовании и выработке стратегии терапии при лечении детской речевой дисфункции, вызванной ринолалией задействованы такие врачи как: логопед, речевой и психоневролог. Так как симптоматика патологии довольно обширна и вызывается различными причинами, при лечении ринолалии может возникнуть необходимость в услугах ортодонта, стоматолога, отоларинголога, в некоторых особо тяжелых случаях — пластического челюстно-лицевого хирурга.

За диагностику состояния развития речевой и познавательной сферы ребенка при ринолалии, а также выработку методик развивающего обучения ответственны дефектолог и логопед. Ребенку с ринолалией обычно прописываются артикуляционные и упражнения по развитию фонематического слуха, логопедический массаж и дыхательная гимнастика.

Нарушение устной речи

Общие сведения

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа:

  • фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;
  • структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

  • голосообразования;
  • темпоритмической организации высказывания;
  • интонационно-мелодической;
  • звукопроизносительной организации.

Нарушения речи

Даные нарушения могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины: Дисфония (афония) это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. Брадилалия это патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Тахилалия это патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием: нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности. Заикание это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. Дислалия или нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.

Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки.

Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про¬изношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

Развитие нарушения речи

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата. Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия. Ринолалия это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

Дизартрия

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различая степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.

Алалия и афазия

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.

Система языковых средств (фонематических, граммагических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов поврежден. Афазия означает полную или частную утрату речи, обусловленнаю локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения речи при заболеваниях

Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения:

  • неумение произносить тот или иной звук;
  • замена одного звука другим;
  • искажения имеющегося звука.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические, центральные поражения мозга и органические периферические причины:

  • поражение органа слуха;
  • расщепление нёба;
  • морфологические изменения артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата:

  • несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба;
  • массивные и короткие подъязычные уздечки;
  • изменения формы и относительной величины челюстей;
  • патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей.

Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата бывают вследствие раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами), в результате челюстно-лицевых травм. Эти нарушения могут возникнуть в любом возрасте.

Лечение

Необходимо учитывать, что три последних дефекта часто являются лишь предрасполагающим моментом к появлению дефектов звукопроизношения, так как у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные пути компенсации такого дефекта.

Достижения последних лет в области биологических, медицинских и других наук о человеке позволили более полно показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) причин в возникновении речевых расстройств. Был сделан акцент на необходимость комплексного, системного подхода в диагностике речевых нарушений.

Важно не только выделять органические (центральные и периферические) и функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизмы речевых нарушений, возникающих под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка, что необходимо для выработки стратегии и тактики коррекции речевых расстройств, а также для прогноза их предупреждения.

Бороться с проблемами речи помагают врачи-логопеды, педиатры и психологи. У каждого из специалистов разработан отдельный эффективный план по устранению недостатков речи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]