Невролог «СМ-Доктор» рассказала о задержке речевого развития у детей

Одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу является задержка речевого развития ребенка. Как формируется речь ребенка? В каком возрасте нужно начинать общаться с малышом? Какие бывают причины задержки речевого развития? К какому врачу следует обратиться? Какие проводятся обследования? Как проходит лечение? На эти вопросы ответила Врач-невролог, врач-эпилептолог, врач функциональной диагностики клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Как формируется речь ребенка?

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи. В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.
С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Действующее вещество препарата Когитум — синтетический аналог второй по распространенности в головном мозге молекулы N-ацетиласпартата (NAA), который является калийной солью ацетиламиносукцината (соль ацетиламиноянтарной кислоты). Препарат часто ошибочно путают c янтарной кислотой, от которой он отличается наличием ацетатной и аминной групп. Так, химическая формула янтарной кислоты — C4H6O, а препарата Когитум — C6H9NO5. NAA является дериватом аспарагиновой кислоты, неэссенциальной (заменимая) аминокислоты, синтезирующейся в организме из аспарагина. Аспарагиновая кислота представляет собой эндогенное биоспецифическое соединение, которое содержится преимущественно в тканях центральной нервной системы (ЦНС) [1—4]. NAA отличается от аспарагиновой кислоты дополнительной ацетатной группой.

Как было показано в ряде работ [4—6], специфичный для нервной системы метаболит NAA синтезируется из аспартата и ацетил-кофермента, А в митохондриях нейронов и, по-видимому, является ключевым звеном в различных биохимических реакциях метаболизма в ЦНС. Одной из первых была доказана важная роль NAA в регуляции осмотических процессов в мозге и аксоноглиального сигналинга [6, 7]. В дальнейшем было обнаружено участие NAA в образовании пиримидиновых оснований, метаболизме азотистых веществ и синтезе мочевины, участие в реакциях переаминирования, трансформации углеводов в глюкозу (с последующим созданием запасов гликогена) [7]. Во время раннего развития ЦНС, в постнатальном периоде, идет увеличение продукции NAA в нейронах, одновременно повышается экспрессия липогенных ферментов в олигодендроцитах, включая расщепляющий NАА фермент аспартоациклазу (АСПА) [7, 8]. Важным открытием явилось обнаружение мутации гена АСПА

при генетически обусловленном заболевании детей раннего возраста — болезни Канавана, которая приводит к фатальной лейкодистрофии. NAA транспортируется из нейронов в цитоплазму олигодендроцитов, где AСПА расщепляет ацетатный фрагмент для использования в синтезе жирных кислот и стероидов. Полученные жирные кислоты и стероиды затем используются в качестве строительных блоков для синтеза миелиновых липидов [9]. Когда постнатальная миелинизация завершена, NAA может продолжать участвовать в обмене липидов миелина у взрослых, но, по-видимому, имеет и другие функции, включая биоэнергетическую роль в нейрональных митохондриях [4, 10].

Новые технологии для изучения нейрофизиологических и нейрохимических механизмов мозговой деятельности (функциональная ЭЭГ, МРТ-спектроскопия, когнитивная спектроскопия), молекулярно-генетические методы исследования выявили новые характеристики NAA и ее роль в процессах на микроструктурном и молекулярном уровнях. Так, NAA самостоятельно не принимает непосредственного участия в глутаматергической нейрональной передаче, но, являясь прямым предшественником нейромедиатора N-ацетиласпартилглутамата, наиболее концентрированного нейропептида в мозге человека, играет важную роль в процессах нейротрансмиссии [4, 11]. Среди новых методов прижизненной визуализации головного мозга большое значение имеет протонная H-MRS, чаще называемая в отечественной медицине магнитно-резонансной спектроскопией (MRS), которая обеспечивает неинвазивное количественное определение нейрохимических веществ и их метаболитов в определенных областях ЦНС. В ходе многочисленных исследований с использованием MRS было установлено диагностическое значение протонного сигнала NAA как индикатора дисфункции нейрона [12—15]. Сниженные уровни NAA, обнаруженные с помощью MRS, могут быть чрезвычайно ценным маркером повреждения головного мозга после инсульта или гипоксии [15]. Прогнозы исходов, основанные на уровнях NAA и лактата при MRS, оказались довольно точными для церебральной ишемии, инсульта [15—19] и гипоксии новорожденных [20, 21]. В дальнейших исследованиях было показано, что NAA как маркер в методах нейровизуализации нейропсихологических оценок и шкал позволяет исследовать индивидуальные изменения когнитивных способностей с методологической точностью [22, 23]. Эти исследования показывают, что NAA может играть ключевую роль в качестве маркера при MRS для оценки целостности, количества и функциональности нейронов.

В свете этих данных большой интерес представляют результаты работ, приведенные в обзоре Н.В. Баймеевой и И.И. Мирошниченко [24]. Они показали, что болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, шизофрению, рассеянный склероз и болезнь Канавана характеризуют разные концентрации NAA и N-ацетиласпартата в ткани головного мозга. Это подтверждает мнение о том, что NAA и N-ацетиласпартат можно считать маркерами и некоторых форм психических и неврологических заболеваний. Об этом свидетельствуют и факты изменения содержания NAA в определенных отделах мозга в ответ на проводимую лекарственную терапию [25]. Отдельного внимания заслуживают исследования, касающиеся связи NAA и когнитивных способностей как у здоровых, так и у пациентов с нарушениями в интеллектуальной сфере [26].

Весьма перспективными в онкологии считаются исследования, связанные с изучением роли NAA/N-ацетиласпартата при глиомах [27]. Привлекают к себе внимание и выраженные протективные свойства аспарагиновой кислоты (включая нейропротективное и гепатопротективное действия), а также ее способность снижать негативные последствия воздействия радиации на организм [28]. Аспарагиновая кислота обладает также выраженным иммуномодулирующим действием (стимулирует образование антител и иммуноглобулина); играет важную роль в процессе передачи генетической информации (участвует в процессах синтеза РНК и ДНК). Участвуя в ряде метаболических реакций, включая упоминавшийся выше процесс накопления гликогена в тканях, она способствует повышению физической выносливости [6, 29].

Исходя из современных представлений о свойствах и функциях NAA в ЦНС, можно сделать заключение о терапевтических возможностях препарата Когитум, который не отличается по химическим и терапевтическим свойствам от NAA​1​᠎. В России и странах ближнего зарубежья препарат Когитум, который относят к фармакологической группе «Общетонизирующие средства и адаптогены»​2​᠎, широко применяется с середины 90-х годов прошлого века в неврологии, в том числе детской, а также в педиатрии, психиатрии, реабилитологии [30—35]. В авторской классификации нейропротекторов, ноотропов и нейрометаболитов И.С. Зозули и соавт. [30] Когитум относят к подгруппе «Препараты с комбинированным механизмом действия (коррекция энергетического обмена)» .

Полученные к настоящему времени клинические данные свидетельствуют о том, что препарат обладает ноотропным, вегетостабилизирующим, тимолептическим действием, он также нивелирует эмоциональные нарушения, нормализует сон, повышает работоспособность. Активируя процесс умственной деятельности, повышая концентрацию, устойчивость и объем внимания, улучшая память, Когитум выступает в качестве корректора нарушений когнитивных функций. Кроме того, он обладает антиастеническим, антидепрессивным и психостимулирующим свойствами. Очень важным является мозгоспецифическое адаптогенное действие Когитума, связанное с повышением устойчивости нервных клеток к повреждающим воздействиям различной природы. Увеличивая энергетический потенциал организма, он повышает физическую выносливость. Отраженные в существующей литературе наблюдения применения Когитума при разных заболеваниях [34—44] показали, что его целесообразно назначать при соматогенных астенических состояниях, после черепно-мозговых травм (ЧМТ), общих инфекций и нейроинфекций при синдроме хронической усталости, синдроме вегетативной дисфункции, хронической головной боли напряжения, при интенсивных физических или интеллектуальных нагрузках [34, 35]. Помимо этого, в детской психоневрологии препарат активно применяется при задержке моторного, психоречевого развития, последствиях перинатальной церебральной ишемии, детском церебральном параличе, гидроцефалии [32, 33]. Когитум оказался эффективным при лечении детей и подростков с синдромом вегетативной дистонии [36], а также в комплексной терапии эпилепсии у детей [37]. Отмечена эффективность Когитума при астенических состояниях различного генеза [35, 38, 39], умственной отсталости различной степени, посттравматическом стрессовом расстройстве, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [40, 41]. Есть основания считать, что рассматриваемый препарат может быть успешно применен и при расстройствах шизофренического и аутистического спектра в детском возрасте [42—44].

Несмотря на достаточно большое количество исследований по применению Когитума в детской неврологии и психиатрии, спектр его терапевтической активности с учетом особенностей неврологической и психопатологической симптоматики при отдельных заболеваниях остается недостаточно изученным. Это послужило основанием для обобщения накопленных нами наблюдений, касающихся влияния Когитума на когнитивные функции и астенические расстройства при неврологической и психиатрической патологии разного генеза у детей на основе применения методов клинического, неврологического, психопатологического и патопсихологического анализа.

Работа проводилась на базе кафедры детской психиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и в отделе детской психиатрии Научного центра психического здоровья в 2010—2019 гг.

В данной статье приведены результаты наблюдения четырех групп детей 5—15 лет. В 1-ю группу вошли 12 пациентов с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма (ЗЧМТ)», во 2-ю — 12 пациентов с диагнозом «задержка психоречевого развития» (ЗПРР), в 3-ю — 10 человек с диагнозом «гиперкинетическое расстройство», 4-ю группу составили 11 пациентов с диагнозом «шизотипическое расстройство». Оценивали изменение когнитивных показателей и выраженность астенических расстройств в процессе терапии Когитумом, который назначали по 250 мг 2 раза в день в течение 30 дней. Анализ эффективности препарата проведен и изложен последовательно в каждой группе.

В работе соблюдены этические принципы, предъявляемые Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации и Правилами клинической практики в Российской Федерации.

Перед началом исследования было получено информированное согласие родителей на обследование и прием препарата, а также одобрение локального этического комитета учреждения.

Применение Когитума у больных с последствиями ЗЧМТ

Основанием для назначения Когитума в ранний период после ЗЧМТ послужили результаты исследований MRS [45], показавшие снижение уровня NAA при ЧМТ, а также установление основного повреждающего механизма при сотрясении головного мозга — нарушения целостности нейрональных аксонов.

В исследование включены 12 детей (8 мальчиков и 4 девочки) в возрасте от 10 до 13 лет (средний возраст 11,3 года), перенесших ЗЧМТ, с жалобами на головные боли, быструю утомляемость, раздражительность, трудности в обучении, снижение памяти, невнимательность. При решении поставленных задач применяли шкалу ВАШ для оценки болевого синдрома, с целью объективизации когнитивных нарушений использовали серию компьютерных программ: «Арифметические вычисления» для определения скорости и точности простейших арифметических действий, для исследования зрительной памяти «Память на цифры и буквы» и тесты «Красно-черные таблицы»


Таблица 1. Динамика показателей психофизиологических процессов у детей после ЗЧМТ и «Внимание по расстановке чисел» из тестовой компьютерной системы (ТКС) «Психомат» до и после приема препарата Когитум.

Обследование после окончания лечения показало улучшение общего соматического состояния. В неврологическом статусе у 86% детей сохранялись рассеянные неврологические знаки в виде горизонтального нистагма, асимметрии и оживления сухожильных рефлексов, мягких координаторных нарушений. Выраженность симптомов вегетативной дисфункции значительно уменьшилась. В психическом состоянии также отмечена заметная положительная динамика: выровнялось настроение, снизилась раздражительность, улучшились успеваемость, память, уменьшились головные боли. Средняя оценка по ВАШ в начале исследования составила 7,4 балла, после исследования — 6,1 балла. У 27% детей головные боли прекратились.

Анализ результатов психометрических тестов ТКС «Психомат» у детей после сотрясения головного мозга при первом обследовании до лечения показал худшие показатели по сравнению с нормативными. После курса лечения Когитумом отмечено достоверное улучшение зрительной и слухоречевой памяти, улучшилась способность к сосредоточению, расширились объем и распределение внимания. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Из побочных эффектов следует отметить возникшие на 1-й неделе терапии усиление раздражительности, плаксивость, гиперактивность, расстройства сна у 2 детей, что потребовало уменьшения дозы препарата до 250 мг/сут.

Таким образом, на основании полученных результатов можно рекомендовать применение Когитума в дозе 250—500 мг 2 раза в сутки в течение 30 дней как непосредственно после сотрясения головного мозга, так и повторными курсами с интервалом в 3—6 мес.

Применение Когитума для коррекции задержки психоречевого развития у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития обычно диагностируется в возрасте от 2 до 7 лет. В инструкции по медицинскому применению препарата Когитум сообщается, что «отсутствуют клинические данные» по его применению у детей до 7 лет.

Вместе с тем результаты экспериментальных исследований с помощью протонной МР-спектроскопии головного мозга детей с задержками развития старше 2 лет (средний возраст 5 лет) показывают снижение соотношения NAA/креатинина (Cr) в лобных (р

<0,001) и теменно-затылочных (
р
<0,017) областях в белом веществе по сравнению с контрольными субъектами соответствующего возраста [46]. Полученные данные косвенно свидетельствуют о нарушении миелинизации и развития нейронов и их дендритов в этих областях головного мозга и дают основания для назначения Когитума детям дошкольного возраста, тем более что за последние годы появились сообщения о положительном опыте его применения у детей дошкольного возраста с неврологическими и психическими расстройствами [32, 33, 41]. Было проведено открытое исследование применения Когитума у 12 детей с ЗПРР раннего школьного возраста — 5—7 лет (средний возраст 6,4 года). Основной причиной ЗПРР являлись последствия перинатального поражения: церебральной ишемии (8 детей) и инфекционно-гипоксических факторов (4 детей). На передний план выступали нарушения запоминания, трудности включения в процесс обучения, низкая скорость осмысления, отвлекаемость, задержка развития речи.

Контроль динамики познавательных и речевых функций осуществляли с помощью проверочных таблиц, в которых регистрировали результаты заданий на понимание и использование речи, уровень активного словаря, коммуникативную функцию речи, использование личных местоимений, формирование понятий (форма, цвет, счет) и обобщений, пространственных представлений. Для определения уровня интеллекта использовали тест Векслера (модифицированный вариант), тест на простые аналогии, сюжетные картинки.

Для объективизации динамики показателей внимания и памяти использовали психологические методики и тесты, которые представлены в табл. 2.


Таблица 2. Показатели внимания и памяти до и после терапии Когитумом у детей с ЗПРР

После проведенного курса лечения родители обследуемых детей отметили значительное расширение активного словаря, улучшение внимания и включения в процесс обучения, поведения. Наши данные подтверждают эффективность Когитума при задержке психического и речевого развития, в том числе сенсомоторной алалии у детей.

Применение Когитума в терапии гиперкинетического расстройства у детей

Известно, что гиперкинетическое расстройство, или СДВГ, напрямую связано с нарушениями в системе торможения, что сопровождается дефицитом функции контроля поведения. В основе СДВГ нередко лежат резидуальные явления раннего органического поражения ЦНС различного генеза, включая перинатальные поражения, последствия перенесенной ЧМТ, нейроинфекции. Поэтому некоторыми исследователями [40, 41] необходимость включения церебропротекторов, в том числе Когитума, в схему терапии СДВГ подчеркивается.

В амбулаторных условиях обследовали 10 детей (все мальчики) с диагнозом «гиперкинетическое расстройство», в возрасте от 8 до 11 лет. Диагноз установлен на основании критериев МКБ-10. Для объективизации изменений использовали шкалу оценки симптомов гиперактивного расстройства внимания (СДВГ), основанную на критериях диагностики МКБ-10 (версия для воспитателей и учителей детей в возрасте от 6 до 12 лет). Шкала включает субшкалы: когнитивные проблемы, связанные с нарушением внимания; гиперактивность; импульсивность [47].

В ходе обследования детей с СДВГ с целью исследования внимания и памяти использовали тест Тулуз—Пьерона с измерением скорости и точности выполнения заданий. Исследование слухоречевой памяти осуществляли по методике А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов», которая позволяет исследовать такие процессы памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение, а также оценить активность и произвольность внимания, запоминание, сохранение, воспроизведение, утомляемость. Обследование детей с гиперкинетическим расстройством проводили двукратно: перед началом лечения и после его окончания (30-й день).

В процессе терапии Когитумом отмечена положительная динамика скорости выполнения теста Тулуз—Пьерона. До лечения у детей 8—9 лет скорость составила 16—17 с, а после курса терапии — 21—30 с при норме 33—41 с, у старших детей (10—12 лет) скорость увеличилась с 16—23 до 24—28 с при норме 26—36 с.

Показатели точности выполнения теста Тулуз—Пьерона у обследуемых до лечения были несколько ниже возрастной нормы — 0,87—0,89 у детей 8—9 лет (норма 0,92) и 0,89—0,91 у детей 10—12 лет (норма 0,93—0,95). После лечения точность также оставалась ниже нормы, но отмечена положительная динамика: 0,90 (8—9 лет), 0,92 (10—12 лет).

На первом обследовании слухоречевой памяти при третьем предъявлении ни один ребенок не воспроизвел 9—10 слов, меньшее количество слов (8—7) повторили 63% детей, остальные — меньше 6 слов. У всех детей появились «лишние» слова, на которых они застревали. Это свидетельствует о нарушении концентрации внимания и расторможенности. Воспроизвели меньше слов 8 (66,7%) детей, что может свидетельствовать об утомляемости или нарушении внимания. Объем слуховой кратковременной памяти до обследования составил 5±1 слово, а долговременной — 4±2 слова (нормой считается объем, равный 7±2 слова).

После лечения Когитумом у детей с СДВГ отмечено увеличение объема слухоречевой памяти как кратковременной, так и долговременной, уменьшилась утомляемость. При клинической оценке состояния пациентов неблагоприятных явлений за время лечения Когитумом не было зарегистрировано ни в одном случае. Отмечено положительное влияние терапии Когитумом на выраженность сопутствующих нарушений: у 3 пациентов наблюдали регресс тиков, у 2 — головных болей напряжения, у 2 детей улучшилось засыпание.

В нашем исследовании не было достигнуто статистически значимого улучшения в клинических проявлениях СДВГ, но на уровне тенденции отмечено улучшение в сфере внимания и импульсивности. Позитивное влияние Когитума на когнитивную сферу, в том числе на показатели управляющего контроля, концентрацию направленного и распределенного внимания, слухоречевой памяти, достигается уже через 1 мес фармакотерапии. Эти начальные позитивные изменения могут служить основой для достижения значимых клинических результатов и преодоления типичных для СДВГ нарушений в различных сферах деятельности, а также в социально-психологической адаптации при проведении длительной лекарственной терапии и оказании комплексной междисциплинарной помощи пациентам с СДВГ.

Применение Когитума в комплексной терапии шизотипического расстройства у детей

Изменение концентрации NAA в определенных отделах головного мозга, в том числе в префронтальной коре, при заболеваниях шизофренического спектра отмечено в многочисленных исследованиях [48—52]. Существует предположение, что с уменьшением содержания NAA и NAA/Cr наиболее связаны ранние признаки шизофрении [48] и этот показатель можно будет использовать как маркер предрасположенности к развитию шизофрении. Одним из важных определяющих прогноз симптомов, часто предвещающих развитие шизофренического процесса, являются когнитивный дефицит у пациентов с заболеваниями шизофренического спектра, включая шизотипическое расстройство, при котором описаны нарушения произвольного внимания, снижение слухоречевой памяти, внимания [52, 53]. Не менее важным с точки зрения тяжести состояния является наличие в клинической картине шизотипического расстройства у детей различных психомоторных нарушений (тики, гримасничанье, гиперкинезы, двигательные стереотипии, изменение мышечного тонуса, нарушения движений глазных яблок) и неврологических симптомов, среди которых преобладают расстройства регуляции и интеграции движений, разнообразные экстрапирамидные нарушения [54]. Наиболее часто встречающимися при всех вариантах шизотипического расстройства являются симптомокомплексы астенического круга, которые, по мнению ряда исследователей, могут представлять собой самостоятельную психопатологическую категорию в рамках астенического дефекта [55].

Были обследованы 11 амбулаторных пациентов с диагнозом «шизотипическое расстройство», из них с неврозоподобной формой 4 больных, с психопатоподобной 4, шизотипическим личностным расстройством 3. На момент назначения Когитума состояние определялось как терапевтическая ремиссия, пациенты получали поддерживающую терапию. В зависимости от ведущей психопатологической симптоматики пациенты получали рисполепт до 2 мг/сут, алимемазин до 15 мг/сут, неулептил до 15 мг/сут, тригексифенидил, антидепрессанты из группы СИОЗС.

Клиническую картину определяли астенические расстройства, дефицитарные нарушения в интеллектуальной сфере процессуального генеза, проявляющиеся негрубой диссоциированной задержкой психического развития, пониженной способностью к приобретению и сохранению навыков, повышенной отвлекаемостью, гипердинамическими расстройствами, нарушением концентрации внимания и запоминания. Терапия не изменялась за 2 нед до начала лечения Когитумом.

До начала терапии, непосредственно после окончания и через 2 нед после окончания терапии Когитумом проведено комплексное патопсихологическое обследование всех больных при помощи психолого-образовательного теста (РЕР), а также комплекса специально подобранных методик, используемых в патопсихологии для оценки когнитивных функций. По шкалам РЕР оценивали уровень развития интеллектуальных, моторных и социальных навыков: подражания, восприятия крупной моторики, мелкой моторики, вербальных когнитивных функций и исполнительных когнитивных функций. Слухоречевое запоминание оценивали при помощи методики «10 слов», внимание — с помощью таблиц Шульте и методики Когана.

У всех 11 больных после лечения отмечена положительная динамика в когнитивной сфере — улучшились познавательная активность, внимание, речь, уменьшились проявления задержки психического развития. Результаты оценки по методике Шульте показали сокращение времени, затрачиваемого на выполнение заданий, отмечено улучшение врабатываемости и концентрации внимания. При использовании методики Когана также наблюдали сокращение времени, затрачиваемого испытуемыми на выполнение задания на совмещение ряда признаков, уменьшение количества ошибок, что, по-видимому, также связано с улучшением произвольной регуляции деятельности и концентрации внимания и является показателем редукции астенической симптоматики. Наблюдали положительную динамику в отношении объема непосредственного слухоречевого запоминания и отсроченного воспроизведения.

В этой группе пациентов психический статус в целом оставался стабильным. Следует отметить, что у 2 из 11 больных после 6 дней приема Когитума усилились психопатоподобные расстройства в виде дисфорических реакций, протестности, вербальной агрессии, которые не потребовали отмены препарата. В остальных случаях усиления психопатологических симптомов не отмечено.

Проведенное комплексное исследование показало эффективность лечения Когитумом в сочетании с базисной терапией нейролептиками больных с шизотипическим расстройством вне обострения. Как оказалось, наибольшее влияние Когитум оказывает на такие когнитивные функции, как внимание — улучшается концентрация; врабатываемость, распределяемость, устойчивость и переключаемость; непосредственная (кратковременная) и отсроченная (долговременная) память — улучшается объем непосредственной слухоречевой памяти и отсроченное воспроизведение; мышление — наблюдается улучшение продуктивности и качества в методиках, требующих предметно-содержательного анализа. Усиления выраженности психопатологических расстройств в нашем исследовании не выявлено.

Приведенные в настоящей статье наблюдения позволяют положительно оценить эффективность препарата Когитум. Нуждаются в теоретической разработке и многие фундаментальные вопросы действия Когитума.

Таким образом, анализ результатов экспериментальных и диагностических исследований, по данным литературы, указывает на важную роль NAA в метаболизме и функциях ЦНС, отмечена ее возрастающая диагностическая роль при нервных и психических заболеваниях с использованием MRS. Собственные наблюдения позволяют положительно оценить эффективность препарата Когитум в отношении когнитивных функций и астенических проявлений у детей с самыми разными по генезу и клиническим проявлениям заболеваниями нервной системы (последствия ЗЧМТ, нарушения психического и речевого развития, СДВГ, шизотипическое расстройство). Результаты собственных исследований показали, что терапевтическая активность Когитума направлена в первую очередь на уменьшение астенических проявлений и улучшение когнитивных способностей путем активизации метаболизма нервных клеток и увеличения энергетического баланса. Полученные результаты важны для расширения рекомендаций по практическому применению Когитума в детской неврологии и психиатрии, педиатрии. Однако требуют специального изучения вопросы, касающиеся места этого препарата в комплексной терапии психоневрологических расстройств, возможности его сочетания с другими лекарственными препаратами, особенно с учетом лекарственного взаимодействия.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Горюнова А.В.

— e-mail; https://orcid.org/0000-0002-9774-6575

Шевченко Ю.С.

— e-mail; https://orcid.org/0000-0003-1968-5823

Горюнов А.В.

— e-mail; https://orcid.org/0000-0002-2851-8843

Как цитировать:

Горюнова А.В., Шевченко Ю.С., Горюнов А.В. Когитум в детской неврологии и психиатрии (опыт практического применения). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова

. 2019;119(7, вып. 2):58-66. https://doi.org/10.17116/jnevro201911907258

Автор, ответственный за переписку:

Горюнова Анна Викторовна — e-mail

Инструкция по применению лекарственного препарата Когитум для медицинского применения. 2006, П N01 1377/01−020811.

Регистр лекарственных средств в России (РЛС) 2000 г.

Причины задержки речевого развития у ребенка

Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

  • воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
  • наследственные факторы;
  • расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
  • врожденные аномалии строения головного мозга;
  • выраженный гидроцефальный синдром;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).

в некоторых случаях причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.

Показания для использования

Основным показанием для применения лекарственного раствора с иммунноукрепляющими и адаптогенными свойствами для взрослых и детей являются следующие состояния:

  • Повышенная утомляемость на фоне небольших нагрузок.
  • Астения, сопровождаемая сонливостью и раздражительностью.

Препарат назначают в качестве вспомогательного средства пациентам, которые принимают антидепрессанты. Когитум, инструкция акцентирует на этом внимание, может использоваться для стабилизации состояния при различных нервно-психических расстройствах. Средство востребовано при комплексной терапии в следующих случаях:

  • При аффективной лабильности, которая характеризуется частыми и необъяснимыми переменами настроения.
  • При непереносимость резких запахов, что часто вызвано различными патологиями нервной системы или стрессами.
  • При бессоннице и нарушениях сна, сопровождаемых кошмарами.
  • При ослаблении самообладания, когда человек теряет способность управлять своими поступками под воздействием внешних факторов.
  • При повышенной возбудимости, которая связана с переутомлением и сопровождается головными болями.

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.
«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Опубликовано на портале detstrana.ru

Описание средства

Когитум предназначен для стабилизации состояния пациентов различного возраста при различных сбоях в работе ЦНС. Ацетиламиноянтарная кислота, которая является действующим компонентом в медикаментозном растворе– синтетический заменитель аспаргиновой кислоты. Данное соединение содержится в тканях ЦНС и отвечает за образование антител и иммунноглобулинов, способствующих улучшению защитных реакций организма.

При приеме раствора когитум, отзывы это подтверждают, улучшается физическая выносливость и нормализуются процессы возбуждения в ЦНС. Лекарственный препарат отличается общетонизирующим и общеукрепляющим воздействием. Средство при курсовом использовании позволяет справиться к хронической усталостью и уменьшить проявления депрессии.

Раствор когитум отличается желтоватым оттенком и узнаваемым легким банановым ароматом. Купить его можно в ампулах 10 мл. Они изготовлены из темного стекла и имеют маркировочное кольцо. В каждой ампуле — 250 мг действующего вещества. В одной упаковке — 30 ампул.

Противопоказания и негативные реакции

Абсолютным противопоказанием к использованию раствора когитум является гиперчувствительность к его компонентам. Это значит, что обязательно нужно внимательно ознакомиться с составом. В связи с тем, что тестирование препарата на предмет влияния на плод и новорожденного ребенка не проводилось, от его использование в период беременности и лактации следует отказаться.

Препарат когитум не оказывает избыточной нагрузки на почки или печень. Поэтому необходимость корректировки дозировки средства в процессе лечения не возникает. Побочные эффекты при его использовании могут проявляться аллергическими реакциями: кожным зудом, отеками и пр. В таких случаях от приема препарата нужно отказаться.

Факты передозировки при проведении лечения не отмечались. Также нет сведений о негативном влиянии на реакции человека, поэтому ограничений для вождения транспортных средств нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]