Применение Кортексина в реабилитации детей первого года жизни с перинатальными гипоксическими поражениями ЦНС


Ноотропное средство кортексин разработали отечественные ученые в 1999 г. Изначально его использовали для восстановления военных после контузии. После проведения дополнительных исследований была доказана эффективность лечения препаратом различных неврологических патологий.

Лекарство представляет собой лиофилизатный порошок. Он отличается узнаваемым слегка желтоватым оттенком, но иногда может быть белого цвета. Из порошка готовят инъекционный раствор с целью дальнейшего внутримышечного введения. Основной активный компонент — полипептидные нейроактивные комплексы. Вспомогательным ингредиентом является глицин.

Можно приобрести уколы кортексин для взрослых и для детей. Средства отличаются дозировкой. Кортексин уколы, цена которых 700 – 1300 рублей за упаковку, улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. При их применении улучшается память и повышается работоспособность.

Кортексин: применение

Кортексин, инструкция предусматривает это, применяется при терапии тяжелых заболеваний головного мозга, которые вызваны проблемами кровообращения в сочетании с другими лекарствами. В частности его назначают после геморрагических инсультов. Также показан препарат при черепно-мозговых травмах, поскольку способен ускорять восстановительные процессы.

Эффективным является препарат в сочетании с другими лекарственными средствами в следующих случаях:

  • Болезни нервной системы, спровоцированные инфицированием вредоносными микроорганизмами.
  • Диффузные поражения головного мозга, самой легкой формой которых является сотрясение.
  • Вегетативные нарушения, проявляющиеся различными симптомами: головокружением, паническими атаками, мигренью и пр.
  • Эпилепсии, которая является хроническим неврологическим заболеванием, характеризующимся внезапными судородными приступами.

Как монопрепарат кортексин уколы, инструкция по применению это предусматривает, могут использоваться при рассеянности, снижении концентрации, возникновении сложностей с восприятием новой информации. Препарат способствует восстановлению функций головного мозга при развитии старческого слабоумия и после инсульта.

В педиатрии кортексин уколы, инструкция на это указывает, применяют при родовом поражении у новорожденных головного мозга. Также лекарство показано при наличии у детей двигательной и речевой дисфункцией. В комплексной терапии средство считается эффективным при лечении церебрального паралича.

Раствор готовят непосредственно во флаконе. Его разводят в соответствии с инструкцией 0,5% раствором новокаина, водой для инъекций или физиологическим раствором. При этом жидкость добавляют очень осторожно, чтобы избежать пенообразования.

Взрослым пациентам уколы Кортексина делают один раз в сутки в ягодичную мышцу. Желательно проводить манипуляцию в первой половине дня, чтобы исключить вероятность расстройства сна. Длительность курса лечения составляет 10 дней. Это значит, что достаточно одной упаковки. Повторное лечение возможно не ранее чем через 3 месяца.

При остром массивном инсульте и на начальном периоде восстановления функций головного мозга, дозировка увеличивается в 2 раза. Уколы делают утром и вечером на протяжении 10 дней. Курс в этом случае разрешается повторить также через 10 дней.

С особой осторожностью нужно вводить препарат детям. Дозировка для детей весом менее 20 кг составляет 0,5 мг/кг массы тела, при большем весе разрешается для ввода доза 10 мг.

Кортексин в терапии церебральной патологии

В.В. Кузнецов, Государственное учреждение «Институт геронтологии АМН Украины», г. Киев

Для лечения и реабилитации больных с различными формами церебральной сосудистой патологии эффективно используются препараты пептидной структуры, сочетающие ноотропный, вазоактивный, нейропротекторный эффекты. К препаратам этой группы относится Кортексин.

Кортексин был создан на кафедре военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга. Принцип, положенный в основу технологии получения тканеспецифических нуклеопротеиновых комплексов, состоит в сохранении структурных элементов хроматина, в которых содержатся эндогенные белки-регуляторы с комплементарными участками ДНК. Эта технология обеспечивает высокие терапевтические свойства Кортексина. Кортексин представляет собой комплекс L-аминокислот и полипептидов массой от 1 до 10 кДа, выделяемых из коры головного мозга телят. Кортексин содержит микроэлементы, играющие важную роль в жизни нейронов, формировании механизмов нейропротекции и поддержании активности более 1000 внутриклеточных белков и ферментов, регулирующих процессы клеточной динамики и апоптоза. Так, литий способствует торможению вы-свобождения эксайтотоксичных аминокислот аспартата и глутамата. Нейрохимическое действие селена характеризуется торможением апоптоза и стимуляцией ангиогенеза. Марганец в ЦНС активизирует синтез митохондриальной супероксиддисмутазы. Цинк — эссенциальный микроэлемент, стабилизирующий функцию NMDA, GABA, ацетилхолиновых и DOPA-рецепторов.

Аминокислотный спектр препарата представлен 15 аминокислотами. Следует отметить, что аминокислоты являются L-формами, то есть левовращающимися молекулярными структурами, чем отличаются от аминокислот, синтезированных химическим путем (правовращающихся). Пространственные особенности поведения аминокислот Кортексина способствуют активному включению их в метаболизм нейронов.

Влияние Кортексина на функционально-биохимическое состояние ЦНС осуществляется как за счет восстановления баланса между возбуждающими (аспартат, глутамин, глутаминовая кислота) и тормозными (ГАМК, серин, глицин) аминокислотами-нейромедиаторами, так и в результате влияния содержащихся в препарате минеральных веществ на активность ферментов, регулирующих апоптоз, антиоксидантную систему и функциональное состояние дофаминовых, ацетилхолиновых нейрорецепторов [14].

С помощью метода органспецифической диагностики — определения уровня мозговых фракций креатинфосфокиназы (КФК-ВВ) — показано, что Кортексин оказывает непосредственное действие на метаболизм нервных клеток [1].

Основные механизмы действия Кортексина:

  • регуляция соотношения тормозных (глицин, таурин, ГАМК, серин) и возбуждающих (глутаминовая кислота, глутамин, аспартат) аминокислот;
  • повышение содержания ГАМК, серотонина, дофамина;
  • антиоксидантное действие;
  • стимуляция репаративных и нейротрофических процессов;
  • нейропротекторное влияние;
  • противовоспалительное действие (снижение аутоиммунных процессов, повышение уровня противовоспалительных (ФРН, интерлейкин-10) и снижение уровня провоспалительных (α-ФРН, интерлейкин-1а) цитокинов).

Тканеспецифические и нутрицептивные свойства Кортексина обеспечивают снижение спастичности и ригидности мышц. Кортексин оказывает влияние на функциональное состояние иммунной системы. Известно, что при ишемических нарушениях, вызванных артериальной гипертензией и церебральным атеросклерозом, повышаются титры аутоантител (ААТ) к NMDA- и GluR1-рецепторам [12]. Под влиянием Кортексина уменьшаются титры ААТ к NMDA- и GluR1-рецепторам [2, 3].

Учитывая многокомпонентное влияние Кортексина на функциональное состояние нервной, иммунной систем, репаративные и противовоспалительные системы, препарат применяют при лечении различных клинических форм цереброваскулярных заболеваний. Так, в результате рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования доказано благоприятное действие Кортексина на нейропсихологический статус и постуральную устойчивость у больных с дисциркуляторной энцефалопатией [8]. У больных с дисциркуляторной энцефалопатией на фоне лечения Кортексином наступает достоверное увеличение показателей выполнения нейропсихологических тестов, отражающих регуляторные когнитивные и нейродинамические функции. У больных улучшаются показатели зрительной памяти, сенсомоторные реакции, что свидетельствует об активизации внутриполушарных и межполушарных взаимосвязей [7]. Следует отметить, что максимальное улучшение когнитивных и двигательных функций отмечается сразу после окончания курса лечения Кортексином. У больных через месяц после окончания введения препарата увеличивается оценка качества жизни по опроснику EuroQoL (с 0,42 ± 0,16 до 0,53 ± 0,18, p < 0,05), повышается двигательная активность, улучшается сон.

Комплексные нейропептиды, и в частности Кортексин, эффективно используются и в нейрогериатрии для лечения больных с хронической недостаточностью мозгового кровообращения и явлениями перенесенного ишемического инсульта. У этой категории больных Кортексин вызывает регресс неврологических симптомов (4–5 баллов), улучшение нейропсихологических показателей. Так, общий суммарный балл по шкале Органзо повышается с 59,7 ± 2,0 (до лечения) до 82,9 ± 3,1 (через 10 дней), и этот эффект сохраняется до 40 дней. У больных снижается выраженность субклинической депрессии (по шкале Бека 15,6 ± 1,7 до лечения, 10,2 ± 1,3 после лечения). При непараметрической оценке показателей по гериатрической шкале Sandoz у больных отмечается уменьшение частоты и интенсивности головокружения, головной боли, шума в голове. Через 10 и 40 дней после лечения Кортексином у больных наблюдаются позитивная динамика в кинетических двигательных пробах и статистически достоверное улучшение зрительной памяти [11].

Содержащиеся в препарате аминокислоты-нейромедиаторы способствуют подавлению патологически усиленной импульсации центральных мотонейронов в ретикулярной формации, а также торможению моно- и полисинаптических рефлексов в спинном мозге. У большинства больных, перенесших инсульт, с нарушением речи под влиянием курсового лечения Кортексином (2,0 мл в/м 20 дней) наблюдается восстановление или улучшение речи [12].

У больных под влиянием Кортексина улучшается мозговое кровообращение, увеличивается объемная скорость кровотока, уменьшается асимметрия церебральной гемодинамики [8].

Таким образом, у больных пожилого возраста курсовое лечение Кортексином вызывает активизацию двигательной активности, памяти, улучшение эмоционально-мотивационной сферы, что, вероятно, обусловлено влиянием препарата на корково-подкорковые структуры мозга. Улучшение когнитивных функций связано с повышением функциональной активности фронтостриарных и таламокортикальных связей [15]. Механизмы активизации нейродинамических процессов обусловлены регулирующим действием Кортексина на соотношение процессов торможения и возбуждения. Представленные данные дают основание включать Кортексин в комплексную терапию больных с разными стадиями дисциркуляторной энцефалопатии. Учитывая нейротрофическое действие препарата, необходимо проведение повторных курсов терапии.

Установлено активизирующее влияние Кортексина и на процессы реабилитации у больных, перенесших ишемический инсульт. Так, у больных, получавших курсовое лечение Кортексином, на разных этапах реабилитационного периода (3, 6, 12 месяцев) и в резидуальном периоде отмечаются более статистически значимые нарастание клинического балла двигательных нарушений и редукция клинического балла чувствительных нарушений, чем в группе больных, находящихся только на базисной фармакологической реабилитации. Сходная картина имела место и при анализе результатов балль-ной оценки функционального восстановления по шкале Бартель и Ноттингемской шкале. Интегральная сумма баллов восстановления в группе больных, принимавших Кортексин, была статистически достоверно выше, чем в контрольной группе. На фоне курсового лечения Кортексином у больных уменьшались показатели тревоги и депрессии. При динамической нейровизуализации выявлено значительно большее число больных в контрольной группе с признаками нарастающей дисциркуляторной энцефалопатии и атрофией головного мозга.

Также в группе больных, получавших Кортексин, отмечались более высокие показатели восстановления утраченных нейропсихологических функций. Заслуживает внимания тот факт, что нейродинамические и регуляторные ошибки чаще встречались у пациентов основной группы, а операционные — в контрольной группе. Это еще раз подчеркивает большую выраженность нейропсихологических нарушений у больных контрольной группы, не получавших лечение Кортексином [10].

Сравнительное клиническое изучение эффективности нейрометаболической защиты мозга у больных в острый период инсульта Кортексином (10 мг в/м один раз в день № 10) и ноотропилом (12 г в/в № 10) свидетельствует о том, что восстановление двигательных функций у больных более выражено при терапии Кортексином. Так, восстановление двигательной активности в виде прироста суммарного балла в пораженной верхней конечности у больных, пролеченных Кортексином, составляет 1,6 балла, в группе больных, леченных ноотропилом, — 0,8 балла (р ≤ 0,05), а в пораженной нижней конечности -1,75 и 0,94 балла соответственно (р ≤ 0,05). Восстановление чувствительности и речи чаще отмечалось у больных, получавших Кортексин. Результаты комплексного анализа курсового влияния Кортексина на клинико-биохимические и иммунологические показатели у больных ишемическим инсультом в острый период свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния, мнестических функций и увеличении двигательной активности, усилении межполушарных взаимосвязей, улучшении мозгового кровотока, уменьшении содержания провоспалительных цитокинов, снижении содержания антител к белку миелина и фактору роста нейронов [3]. Анализ клинических проявлений у больных ишемическим инсультом при лечении Кортексином в острейшем периоде заболевания показал его положительное влияние как на общемозговые, так и на очаговые неврологические симптомы (оценка по шкале NIHSS). Уже на 3–7-й день лечения у больных, получавших Кортексин, отмечалась положительная динамика в восстановлении нарушенных функций по сравнению с группой больных, принимавших плацебо, достигая степени достоверности (9,1 и 5,6 балла соответственно, p < 0,05) к 11-м суткам. Значительное улучшение восстановления неврологических функций наблюдалось в группе больных, включенных в исследование в течение первых 6 часов с момента развития симптомов инсульта и получавших Кортексин (8,8 и 4,62 балла по сравнению с группой плацебо соответственно). К 28-м суткам от начала развития инсульта в группе больных, получавших Кортексин, летальность составила 3,1 %, а в группе плацебо — 10 %.

Число больных с хорошим восстановлением увеличивалось в группе больных, получавших Кортексин, значительно быстрее по сравнению с группой больных, получавших плацебо. Опережающее восстановление функ-ционального состояния проявлялось с первых суток инсульта, достоверное различие (p < 0,05) между группами наблюдалось к 3–7-м суткам лечения.

При анализе функциональной активности у больных, поступивших в клинику в течение первых 6 часов и получавших Кортексин, был выявлен достоверно больший балл по шкале Бартель по сравнению с группой больных, получавших плацебо (81,8 и 68,3 соответственно, p < 0,05).

При оценке зависимости функционального восстановления по шкале Рэнкин у больных, получавших Кортексин, от глубины ишемического повреждения лучшее восстановление отмечалось при подкорковой локализации ишемического очага. Достоверно больший балл шкалы Рэнкин наблюдался с 3-х суток инсульта, достигая максимального различия по сравнению с группой больных с корковой локализацией ишемии к 11-м суткам лечения (3,5 и 1,7 соответственно, p < 0,05). Кроме того, у больных, получавших Кортексин, отмечались меньшее увеличение объема очага поражения к 3-м суткам заболевания и отсутствие глиозной трансформации к 28-му дню.

Эффект Кортексина зависит от времени начала терапии: чем раньше начато лечение, тем более выражен эффект. Все это указывает на целесообразность использования Кортексина в первые часы после инсульта в условиях скорой помощи [13].

Таким образом, применение в лечении инсульта Кортексина дает более выраженный эффект в восстановлении двигательных, речевых и чувствительных функций, что связано с тем, что препарат стимулирует репаративные процессы в головном мозге, и это дает основание рекомендовать Кортексин при лечении инсульта как в острый, так и в восстановительный периоды [14].

При терапии Кортексином у больных не зарегистрировано каких-либо побочных эффектов и нежелательных явлений. Не отмечено влияния Кортексина на основные жизненные показатели (артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания, температура тела) и лабораторные параметры крови и мочи (содержание эритроцитов, уровень гемоглобина, гематокрит, содержание глюкозы, креатинина и печеночных транс-аминаз в крови).

Результаты клинического анализа применения Кортексина у больных с черепно-мозговыми травмами также свидетельствуют о целесообразности применения этого препарата в схеме лечения больных данной категории. На фоне лечения Кортексином у большинства больных с черепно-мозговыми травмами отмечались отчетливое улучшение неврологического статуса, двигательной активности, памяти, эмоционально-мотивационной сферы, снижение повышенного титра аутоантител к NMDA- и глутамат-рецепторам в 1,5–1,7 раза, увеличение содержания серотонина, дофамина [12]. После курса лечения Кортексином у больных происходит восстановление зонального распределения альфа-ритма, ослабление выраженности ирритативной активности, увеличивается количество нормальных типов ЭЭГ. Гемодинамические изменения характеризуются повышением линейной скорости кровотока, снижением индексов периферического сопротивления в сосудах каротидного и вертебробазилярного бассейнов. Кортексин рекомендуется использовать курсами от 10 до 20 инъекций с интервалами 3–6 месяцев в зависимости от тяжести перенесенной травмы, клинического синдрома. Рациональное и своевременное применение Кортексина при лечении последствий черепно-мозговой травмы позволяет добиться полноценного восстановления, уменьшения последствий травмы и достичь максимальной психосоциальной реабилитации [4].

ГАМКергический эффект полипептидного ноотропного препарата Кортексин определил применение этого препарата и в лечении отдельных форм эпилепсии. У больных цереброваскулярной патологией с эпилептическим синдромом включение в комплексную терапию Кортексина способствует существенному улучшению самочувствия больных: уменьшаются жалобы на головные боли, улучшается память, сон. Установлено, что у данной категории больных Кортексин приводит к существенному улучшению ЭЭГ за счет нормализации частотно-амплитудных характеристик основных ритмов, уменьшения очаговой патологической активности [6].

Таким образом, Кортексин, представляющий комплекс сбалансированных нейропептидов, витаминов и микроэлементов, обладает ноотропным, нейропротекторным действием и эффективно применяется для лечения больных с различными формами дисциркуляторной энцефалопатии, черепно-мозговыми травмами, эпилепсией и для реабилитации больных с инсультом в восстановительный период.

Литература 1. Батышева Т.Т. Новые возможности в лечении ишемии головного мозга // Здоровье Украины. — 2006. — C. 57-58. 2. Батышева Т.Т., Билецкий П.С., Бойко А.Н. Нейропротекция — актуальные вопросы хронической недостаточности мозгового кровообращения // Судинні захворювання головного мозку. — 2006. — № 6. — С. 57-64 3. Батышева Т.Т., Билецкий П.С., Бойко А.Н., Дьяконов М.М., Коренко А.Н., Левин О.С., Пугачева В.А., Скоромец А.А., Скоромец А.П., Шумилина М.В. Хроническая недостаточность мозгового кровообращения и нейропротекция, новое в диагностике // Нейропротекция острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. — СПб.: Наука, 2007. — С. 98-115. 4. Бурцева М.С., Должич Г.И. Влияние пептидных препаратов на зрительные функции у больных после закрытой черепно-мозговой травмы // Нейропротекция острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. — СПб.: Наука, 2007. — С. 172-179. 5. Герасимова М.М. Влияние кортексина на терапию острого периода ишемического инсульта // Кортексин. 5-летний опыт отечественной неврологии. — Москва: Наука, 2006. — С. 82-89. 6. Головкин В.И. Кортексин в лечении эпилепсии // Кортексин. 5-летний опыт отечественной неврологии. — Моск-ва: Наука, 2006. — С. 147-156. 7. Данченко И.Ю. Динамика когнитивных нарушений при сосудистых поражениях головного мозга на фоне лечения кортексином // Мат-лы 1-го Международного конкурса молодых ученых и специалистов «Молодой Гиппократ». — СПб.: ИИЦ ВМА, 2006. — С. 17-18. 8. Левин О.С., Сагова М.М. Влияние кортексина на нейропсихологические и двигательные нарушения при дисциркуляторной энцефалопатии // Terra Medica. — 2004. — C. 15-18. 9. Лурия А.Р. Важные корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Издательство МГУ, 1969. — 504 с. 10. Мельник Э.А. Нейропротекция, неврологические и нейропсихологические нарушения при ишемическом инсульте в недоминантном полушарии головного мозга // Нейропротекция острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. — СПб.: Наука, 2007. — С. 48-67. 11. Пугачева В.А., Шумилина М.В., Коренко А.Н. Кортексин в комплексной терапии больных с легкой степенью дисциркуляторной энцефалопатии // Мат-лы 1-го Международного конкурса молодых ученых и специалистов «Молодой Гиппократ». — СПб.: ИИЦ ВМА, 2006. — С. 31-32. 12. Скоромец А.А. Вторичная ишемия головного мозга в остром периоде черепно-мозговой травмы: Автореф. дис… д-ра мед. наук: 14.01.15. — М., 2002. — 41 с. 13. Скоромец А.А., Стаховская Л.В., Белкин А.А., Шеховцова К.В., Кербиков О.Б., Мешкова К.С., Буренчев Д.В., Гаврилова О.В., Скворцова В.И. Кортексин: новые возможности в лечении ишемического инсульта // Нейропротекция острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения. — СПб.: Наука, 2007. — С. 7-17. 14. Скороходов А.П. Опыт применения кортексина в лечении ишемического и геморрагического инсульта // Кортексин. 5-летний опыт отечественной неврологии. — Москва: Наука, 2006. — С. 68-82. 15. Bowler J.V., Hachinski V., Erkinjuntti J.T., Gauthier S. The Concept of Vascular Cognitive Impairment // AMJ. — 2002. — P. 9-26.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей в МЦ CORTEX.

Минимальные

мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возраст: частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД.

Перечень нозологических форм, рассматриваемых по МКБ 10 в рамках ММД.

Шифр МКБ — 10Нозологическая форма заболевания
РазделF 8Нарушения психологического развития
F 80Расстройства развития речи
F 81Расстройства развития школьных навыков:дисграфия, дислексия, дискалькулия
F 82Расстройства развития двигательных функций — диспраксия
РазделF 90-F98Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
F 90Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
F91Расстройства поведения

Причины развития минимальной мозговой дисфункции до конца не выяснены.

Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

• наследственная предрасположенность;

• гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;

• различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;

• анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;

• сильный токсикоз;

• угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;

• любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;

• недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;

• преждевременные роды;

• слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;

• повреждение спинного мозга в процессе родов;

• недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;

• развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.

ММД наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах. Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.И дело вовсе не в том, что ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

Клинические проявления при минимальной мозговой дисфункцииразличны в зависимости от возраста ребенка:

У младенцев основные симптомы ММД следующие:

• повышенная плаксивость и капризность;

• учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;

• наличие спазмов и судорог;

• расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: частое срыгивание, понос и пр.;

• трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста:


Гиперактивность и синдром дефицита внимания: — ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте); — ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий; — часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими; — вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе; — возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений). Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок. Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений. Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения. Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения. Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр. Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития.


— К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. — Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. — Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

Лечение ММД комплексное и включает несколько направлений: — Психолого-педагогические мероприятия: 1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность. 2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам. 3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.). 4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин). Однако вышеуказанные методы, воздействует на отдельные симптомы ММД, не влияют на причины заболевания в целом и, как следствие, невсегда дают выраженный положительный эффект в целом.

Специалистами МЦ «CORTEX» разработан новый высокоэффективныйметод лечения детей, страдающих различными формами задержек психического и речевого развития, в том числе ММД – БИОФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ речевых центров головного мозга. Основное нейроспецифическое лечение — БФА — воздействует на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса, гнозиса; на артикуляционный аппарат, способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют интеграцию всех сигналов из внешнего мира и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, память, внимание, способствует его социализации. Лечебная методика базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении утраченных связей не только между центрами, но и межполушарных. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные межнейронные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в речевой функции. Лечение ММД должно носить комплексный характер, что приводит к более выраженному и стойкому положительному эффекту. Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих различными формами ЗПР и ММД. Составляющими лечебного процесса являются: диагностика, основное нейроспецифическое патогенетическое лечение — БФА речевых центров головного мозга и комплекс вспомогательного лечения. В МЦ CORTEX каждому пациенту обязательно проводится комплексное разностороннее обследование: первичный осмотр детского невролога, консультация педиатра, тестирование речевых функций логопедом – дефектологом, психологическое консультирование, компьютерная ЭЭГ и вызванные потенциалы головного и спинного мозга, а также нейроиммунологическое обследование крови на нейротропные вирусы (цитомегаловирус, краснуха, Эпштейн-Барр, простой герпес и другие), исследование уровня антител к специфическим белкам ЦНС с целью определения степени повреждения и гипоксии нервной ткани. Исследование позволяет определить скрытую нейроинфекцию, которая тормозит созревание речевых, гностических центров и центров праксиса. Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.

Вспомогательное лечение — комплекс, в который включены самые передовые медицинские технологии симптоматического лечения различных форм ЗПР, ЗРР и ММД:

1. Нейропротективная терапия для регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.

2. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.

3. Дифференцированный сегментарный массаж, способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.

4. С целью нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины -подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит». Прибор позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе, что способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, развитию и восстановлению координации движений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя опосредованно формировать и улучшать навыки речи и восприятия окружающего мира.

5. Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;

6. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

7. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS по методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.

В процессе комплексного лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление. В ходе лечения удаётся значительно улучшить речь, поведение, дети становятся спокойнее, лучше усваивают новую информацию, повышаются успехи в школе.

Очень важно раннее выявление и коррекция симптомов минимальной мозговой дисфункции, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители, педагогии врачи взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]